суббота, 9 февраля 2013 г.

арбитражный суд калуги мукминов

ЦитатаЦарское правительство старалось сочетать с общегосударственной системой те элементы крестьянского самоуправления, которые можно было использовать в собственных финансово-экономических интересах. Проведенная в 1797 году реформа управления государственными и удельными крестьянами не затронула в принципе низшее звено крестьянского управления – волость с выборными органами. В удельной волости избирался сельский приказ, в волости государственных крестьян – волостное правление, которым подчинялись сельские должностные ли[С. 270]ца – старосты, сотские и десятские, сборщики податей. Все их функции сводились по характеру к одному – к исполнению требований царского административно-полицейского аппарата. В губернии крестьянами управляла казенная палата: удельными – образованная при ней экспедиция уделов, государственными – ее хозяйственное отделение. Ввиду разбросанности удельных волостей в разных губерниях экспедиция уделов создавалась одна на несколько губерний. На территории Чувашии удельные волости были в Алатырском, Курмышском и Буинском уездах Симбирской губернии, но они управлялись Казанской удельной экспедицией, и лишь в 1808 году управление ими было перенесено в свой губернский центр – Симбирск. В последующий период губернский орган управления менял свои названия, но управление на месте в лице волостных органов самоуправления сохранилось до 1917 года. Управление государственными крестьянами подверглось пересмотру в 1838 году, когда оно было изъято из ведения казенных палат и передано в специально организованные губернские палаты государственных имуществ с их низовыми органами – окружными правлениями, учрежденными, как правило, на несколько уездов. В том же году в волостях государственных крестьян дополнительно к волостным правлениям была учреждена волостная расправа, получившая после крестьянской реформы новое название – волостной суд. Волостное правление и волостной суд как органы крестьянского волостного самоуправления сохранились до 1917 года.В 1837 году были осуществлены меры, направленные на усиление полицейского контроля в стране. Усилилась власть губернатора, а в уезде – власть уездного капитана-исправника. Нижний земский суд при нем, учрежденный по реформе 1775 года, превратился в чисто полицейский орган, именовавшийся короче – земским судом. Уезды были разделены на дополнительные полицейско-территориальные единицы – станы, в которых полицейские функции отправлял становой пристав. Разделение на станы облегчило организацию надзора за крестьянами, поэтому оно сохранилось без изменения до 1917 года.Крестьянская реформа 1861 года, касавшаяся положения частновладельческого крестьянства, в 1866 году была распространена и на государственных крестьян, составлявших основную массу населения Чувашии. При сохранении сложившейся в последней четверти XVIII века системы административно-территориального деления были преобразованы некоторые органы управления.С 1861 года крестьянские дела в уездах Чувашии стали решать мировые посредники, первоначально введенные для оформления, уставных грамот при выходе крестьян из крепостной зависимости, но ставшие органами надзора за крестьянскими учреждениями. Мировых посредников в 1874 году сменило уездное по крестьянским делам присутствие, которое в свою очередь было заменено в 1889 году земскими начальниками, получившими широкие административно-полицейские полномочия в отношении крестьянских учреждений и крестьян.Учреждения полиции были организованы на основании «Временных правил об устройстве полиции» от 25 декабря 1862 года. Были упразднены в уезде земский исправник с земским судом, в уездном городе городничий с городническим правлением, а вместо них было учреждено [С. 271] единое полицейское управление во главе с уездным исправником, с подчинением ему становых приставов.После крестьянской реформы без изменений сохранились дворянские сословные органы: уездное дворянское собрание и уездный предводитель дворянства по-прежнему обеспечивали выдвижение своих представителей на основные посты в аппарате административно-полицейского управления уезда.Оживлению деятельности складывающегося буржуазного класса в пределах, не затрагивающих позиций дворянской монархии, заинтересованной в его поддержке, служили земская реформа 1864 года и реформа городского самоуправления 1870 года.По земской реформе в уездах вводилось выборн

Сергей Петров 1975

ЦитатаЗадачам упрочения дворянской монархии была подчинена реформа местного самоуправления, начатая «Учреждением для управления губерний Всероссийской империи», изданным 7 ноября 1775 года, и продолженная жалованными грамотами дворянству и городам, объявленными в 1785 году. Реформа усилила роль местного дворянства. Она расширила его участие в формировании и управлении губернскими и уездными учреждениями, провела линию разделения функций между административно-полицейскими и судебными учреждениями с целью разгрузки основных учреждений местного управления от многочисленных функций и повышения их эффективности как органов дворянской власти. Число губерний было увеличено путем разукрупнения, сами губернии стали официально именоваться наместничествами. Во главе их поставлены наместники с наместническими правлениями при них. Одновременно было упразднено прежнее деление губерний на провинции. Уезды стали основной административно-территориальной единицей, на которые разделились наместничества. Уезды именовались также окрýгами*.22 декабря 1779 года открыто Нижегородское наместничество. В связи с этим из состава бывшей Нижегородской губернии выведена Алатырская провинция, объединившая Алатырский, Курмышский и Ядринский уезды, и передана под ведение казанского губернатора (Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ), т. XX, с. 859, 916).27 декабря 1780 года открыто Симбирское наместничество. С его открытием изменилось положение Алатырской провинции: она была упразднена, а входившие в нее Алатырский и Курмышский уезды, прилегавшие к городу Курмышу части Ядринского и Чебоксарского уездов, вошли в границы этого наместничества. В его составе оказалась также южная часть Свияжского уезда, отнесенная к вновь образованному Буинскому уезду. На всей названной территории, переданной из Казанской губернии, было образовано в Симбирском наместничестве три уезда Алатырский, Курмышский и Буинский (ПСЗ, т. XX, с. 987; т. XXI, с. 20).[С. 269] 23 декабря 1781 года открыто Казанское наместничество в составе оставшихся от бывшей губернии 13 уездов, в том числе Чебоксарского, Цивильского, Козьмодемьянского, Свияжского, Тетюшского и состоявшего с декабря 1779 года в Казанской губернии Ядринского уездов (ПСЗ, т. XXI, с. 276, 388)**. Наименование новых территориальных образований наместничествами и их низовых территориальных подразделений округами (окрýга) не укоренилось, в практике делопроизводства по-прежнему бытовали и старые названия. В 1797 году наместничества были переименованы в губернии***. [Было] восстановлено и наименование уезд****. Разделение территории Чувашии между Казанской и Симбирской губерниями и отмеченная сеть их уездов сохранились без существенных изменений до победы Великой Октябрьской социалистической революции.Система местного управления по реформе 1775 года выглядела разветвленной, но довольно стройной: в губернии управление возглавлял губернатор с губернским правлением, в уезде земский исправник (или капитан-исправник) с нижним земским судом, в уездном городе городничий с городническим правлением, с 1782 года еще управа благочиния. Учреждения суда строились по сословному признаку, в уезде они были представлены уездным судом для дворянства, нижней расправой для крестьянства, городовым магистратом для горожан. Нижние расправы были упразднены сенатским указом от 31 декабря 1796 года, и их функции перешли к уездным судам. Финансами ведали в губернии казенная палата, в уезде уездное казначейство. Дворянство выдвигало своих представителей во все основные учреждения губернии и уезда, его консолидацию как господствующего класса обеспечивало в губернии губернское дворянское собрание, избиравшее губернского предводителя дворянства, в уезде уездное дворянское собрание, избиравшее уездного предводителя дворянства.В связи с ростом городов, их значения как торгово-промышленных центров правительство было вынуждено считаться со стремлением их верхушки к самоуправлению; отделив от уездных учреждений управление и суд для городского населения, правительство также предоставило городской верхушке трибуну для объединения в форме «собрания градского общества», которое получило право избирать органы городского самоуправления, хотя и ограниченные в функциях. Это общая городская дума во главе с городской головой, мещанские старосты, сохранившиеся до городской реформы 1870 года, и некоторые другие, ведавшие вопросами городского хозяйства, развития торговли и промыслов, охраны сословных привилегий купечества и мещанства.* Не óкругами.** При этом изменились и некоторые границы между самими уездами. Так, Богородская волость перешла из Свияжского в Чебоксарский уезд.*** По указу от декабря 1796 г.**** Хотя в документах наряду с названием "уезд" продолжало употребляться и слово "окрýга" - даже еще и в 1829 г., хотя и все реже со временем.

Сергей Петров 1975

Из истории административно-территориального устройства и государственных учреждений дореволюционной и Советской Чувашии // Центральный государственный архив Чувашской АССР: Справочник о фондах. Изд. 2-е, доп. и перераб. Под общ. ред. В. А. Нестерова. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. - Приложение 3. С. 267 – 281.Цитата[С. 267] Органы государственной власти и государственного управления, другие учреждения и общественные организации образуются и действуют на любой территории в соответствии с установленной системой ее административно-территориального устройства. Причем административно-территориальное управление непрерывно изменяется и совершенствуется от одного исторического периода к другому. В рамках его изменений соответственно преобразуются и развиваются система учреждений, их сеть и структура, территориальные и отраслевые функции. Знание этого обстоятельства необходимо для правильной организации поиска и выявления любых документальных сведений в государственном архиве.Вопросы управления территорией Чувашии решались всегда в рамках преобразований административно-территориального устройства как дореволюционной России, так и Советского государства.1 Дореволюционная ЧувашияСистема дореволюционного административно-территориального деления Чувашии сложилась постепенно, начиная со времени вхождения ее в состав Русского государства в 1551 году. На основной территории Чувашии образовалось три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Часть чувашского населения вошла в смежные с ними уезды: Свияжский, Кокшайский, Курмышский, Козьмодемьянский. Юго-западная часть вошла в Алатырский уезд. Управление уездом возглавлял воевода, при котором функционировала съезжая изба. Уезды были разделены на волости, во главе которых ставился выборный сотник из зажиточных представителей местного населения. Уезды управлялись непосредственно из столицы государства Приказом Казанского дворца.Петровские преобразования административной системы начались с городской реформы 1699 года. В уездных городах были образованы земские избы, ведавшие городами. Позднее, в 1724 году, их сменили городовые магистраты (в 1727 – 1743 годах назывались ратушами), просуществовавшие до 1860-х годов.В 1708 году, в декабре, уезды Русского государства были сгруппированы в крупные административно-территориальные единицы, названные губерниями. Прямое подчинение воевод уездов центральным учреждениям государства – московским приказам – было упразднено. В числе 8 учрежденных губерний была Казанская, в которую вошли все названные выше уезды. В 1714 году из Казанской губернии выделился Нижегородский уезд в отдельную Нижегородскую губернию, к которой в 1719 году перешли также некоторые другие уезды, в том числе Алатырский, Курмышский и Ядринский*. В 1719 году губернии были разделены на провинции, которые объединили по 2-3 уезда, названные по-новому ди[С. 268]стриктами. Территория Чувашии оказалась разделенной между двумя провинциями двух разных губерний: Алатырской Нижегородской губернии – Алатырский, Ядринский и Курмышский дистрикты и Свияжской Казанской губернии – Козьмодемьянский, Кокшайский, Свияжский, Чебоксарский и Цивильский дистрикты. Провинции возглавлялись воеводами, при которых учреждались провинциальные канцелярии, дистрикты – земскими комиссарами. Разделение на дистрикты не привилось на практике, в связи с чем в 1727 году правительство вернулось к разделению провинций на привычные уезды, управляемые также воеводами. Для ведения делопроизводства в уездах учреждены воеводские канцелярии, сменившие съезжие избы. Сложилась трехзвенная система местного административно-территориального управления: губерния-провинция-уезд. В губернии власть возглавлялась губернатором. При нем существовал распорядительный орган – губернская канцелярия. Приказы – общегосударственные органы управления – указом Петра I от 1717 года были заменены новым видом учреждений – коллегиями, построенными по единому принципу и призванными обеспечить единую систему управления складывавшимся абсолютистским государством.* На самом деле, они вошли в Нижегородскую губернию еще в 1714 г., только вскоре она была ликвидирована и восстановлена в 1719 г. в том же составе (Чибис А.А. Алатырский уезд; Курмышский уезд // Чувашская энциклопедия. Т. 1. С. 64; Т. 2. С. 406; Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России // Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы / Под редакцией А.И. Трейвиша и С.С. Артоболевского. М., 2001. С. 191 - 213).

Сергей Петров 1975

с краткой информацией о них ("Паспорт населенного пункта"): русское и чувашское наименования, административная принадлежность (сейчас и по состоянию на 1917 г. - губерния, уезд, волость), коды СОНО, ОКАТО, телефонный, почтовый индекс, количество жителей, перечень улиц, краткая история населенного пункта (но не у всех).Также даны синонимы и населенные пункты по состоянию на 1917 год, и ссылка на сайт администрации данного сельского поселения. (по благочинным округам, а внутри них - по современным районам) храмов, приходов и монастырей Чебоксарской и Чувашской епархии (по книге Л.Ю. Браславского "Православные храмы Чувашии") с поиском по селению. Правда, не указаны для каждой церкви наименования приходских деревень (хотя общее число их есть).Вообще, на , если хорошо покопаться, побродить по всем ссылкам, можно найти нужную литературу, много очень полезной информации в своих родословных и краеведческих исследованиях по Чувашскому краю. Все эти сведения выкладываются не какими-то частными усилиями, а в рамках государственной политики Чувашской Республики по развитию информационных технологий.Чувашская АССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1958 г. – Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959. – 252 с.Структура книги:В основном разделе в алфавитном порядке даны все районы Чувашии с краткой справкой по каждому, картой каждого (на которой показано адм.-тер. деление района на сельсоветы) и перечислением опять же в алфавитном порядке всех сельсоветов и селений каждого района, названия которых даны и на русском, и на чувашском языке. Также указан и колхоз, в котором состоит данное селение.Далее на сс. 183 - 233 дан Алфавитный указатель населенных пунктов Чувашской АССР с указанием национального состава их населения и в какой сельсовет и район они входят.В конце, на сс. 235 – 251, в Приложении, дана Краткая справка об изменениях административно-территориального деления Чувашской АССР (1920 – 1958 годы). Ее текст я в этой теме выложил.Также весьма полезны книги известного чувашского архивиста В.А. Нестерова "Населенные пункты Чувашской АССР в 1917 – 1974 годах / Словарь-справочник об административно-территориальных изменениях" (Чебоксары, 1974) и "Населенные пункты Чувашской АССР. 1917 – 1981 годы / Справочник об административно-территориальном делении" (Чебоксары, 1981).Там указана административная принадлежность того или иного селения не только при Советской власти, но и к 1917 г.

Сергей Петров 1975

Полная версия этой страницы:

Форум Союза Возрождения Родословных Традиций > Административно-территориальное деление

Комментариев нет:

Отправить комментарий